работаем с регионами России
работаем
для Вас
23А, БЦ «Фаворит»
Октября, 1/33
Ответы на часто задаваемые вопросы
Рынок принципиально изменился с момента, когда компания могла «купить» сертификат, повесить на стену, получить стопку бумаг, пыль с которой сдувала лишь к аудитам, и это работало. Серьезные игроки, российские и зарубежные, хотят быть уверены в своем партнере и его продукции. О том, кому необходима сертификация, с какими трудностями сталкиваются компании, рассказывает Александр Блохин, директор ООО «КМС-Сертификация».
Кому и для чего нужна сертификация?
Компания должна стремиться не к получению сертификата, а к внедрению непрерывно работающей системы управления качеством. Без этого не обойтись бизнесу, желающему выйти на экспорт, работать на госзаказ, с крупными предприятиями. Серьезные заказчики предпочитают партнёрство с компаниями, заботящимися о качестве своей продукции, сотрудниках, развитии. На этапе переговоров обычной практикой становится выезд на площадку возможного партнера. Представьте, к Вам приезжает потенциальный крупный покупатель из российской или, например, финской компании. А сертификация у вашего предприятия на бумаге есть, а на деле нет: готовая продукция хранится с нарушениями, условия труда и техника безопасности не соблюдаются. Думаю, в такой ситуации ответ на вопрос о сотрудничестве предсказуем. Иначе говоря, предпосылки — требования внешней и внутренней среды. Заказчик хочет видеть компанию, которая твердо стоит на ногах. Компания, грамотно и эффективно управляющая своими процессами, более конкурентоспособна.
Что значит «на бумаге есть, а на деле – нет»?
Существует много фирм, которые обещают и делают сертификат, например, ISO за 1-3 дня за 10-20 тысяч рублей. С такими ресурсами создать саму работающую систему, конечно, нельзя. По нашему опыту, на разработку и внедрение системы менеджмента уходит от полугода до полутора лет в зависимости от размеров компании, текущего уровня работы с бизнес-процессами и других факторов.
Можно ли в таком случае ограничиться получением сертификата только на продукцию?
Да. Но вы получите его только на одну партию, на каждую следующую придется получать заново. Для получения сертификата на всю продукцию предприятие должно показать свою способность обеспечить непрерывность её качества. Для этого нужно внедрить и подтвердить наличие эффективной системы управления, которую целесообразно сертифицировать (в органе по сертификации) или просто задекларировать на уровне предприятия
Какие сертификаты актуальны для предприятий Вологодской области?
Если говорить о сертификации систем управления, это ISO 9001 «Системы менеджмента», ISO 14001 «Системы экологического менеджмента», OHSAS 18001 «Системы безопасности труда и охраны здоровья», востребованные предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса разных отраслей. Что касается продукции, в связи с отраслевой спецификой нашей экономики актуальны PEFC ST 2002 «Стандарт цепочки поставок лесной продукции», EN 14080 «Деревянные конструкции — Клееная многослойная древесина», SFS 1268 «Арматурная сталь. Свариваемый горячекатаный пруток», IATF 16949-2016 «Фундаментальные требования к системе менеджмента качества для производств автомобильной промышленности и организаций, производящих соответствующие сервисные части».
Какие трудности могут возникнуть в процессе сертификации?
Во-первых, финансовые: затраты на внедрение и дальнейшее поддержание. Цена зависит от ряда факторов, сложно назвать среднюю. Например, стоимость международной сертификации на соответствие требованиям ISO 9001 составляет от 100 тыс. до 2,5 млн руб.
Во-вторых, трудности кадрово-организационные. Нужна команда специалистов по качеству, опытных и компетентных. Такой штат затратно содержать и непросто подобрать. Чаще всего грамотные специалисты уже заняты в проектах или на крупных предприятиях. Кроме того, нужно постоянно вкладываться в их обучение. Загрузка у таких сотрудников неравномерная: трудозатраты на поддержание СМК существенно отличаются от затрат на разработку и внедрение. В результате процесс подготовки и сопровождения сертификации все чаще передается на аутсорсинг. Клиент экономит время и средства, которые пришлось бы потратить на непрофильную для его бизнеса деятельность. Снижаются издержки на оплату налогов, больничных, отпусков, организацию мест работы. И, конечно, у специализированной компании намного больше опыта и шире компетенции. Например, мы работаем с предприятиями дерево- и металлообработки, машино- и приборостроения и четко представляем специфику их сертификации. Важный момент — это грамотный выбор сертификационного органа, заключение которого будет для вас предпочтительнее.
К чему должен быть готов руководитель предприятия, принявший решение о сертификации?
Психологический аспект — один из важнейших. Очень многое зависит от лидера-руководителя, его участия и способности включить в процесс весь коллектив. Нужно понимать, что при внедрении системы управления неизбежно появится новая работа. Например, сбор данных для анализа и внесения изменений. Работники не всегда с воодушевлением относятся к смене порядков, к новым механизмам. Но без этого, без соблюдения требований, без, как бы пафосно ни звучало, участия каждого работника в процессе обеспечения качества, сертификат так и будет бумажкой, не имеющей с реальной работой предприятия ничего общего.
Если у вас возникли вопросы или требуется помощь в выборе услуги или оборудования, свяжитесь с нами по телефону или электронной почте. Наши специалисты ответят вам в самое ближайшее время.